Как правильно организовать работу ЗСО

Опубликовано: 17.09.2021
Время на чтение: 5 минут
5231
Цель

Проект ЗСО разрабатывается в целях выполнения требования законодательства для обеспечения защищенности водных объектов от воздействия вредных и опасных антропогенных факторов, а также для поддержки необходимого качества вод.

На питьевых водопроводных магистралях, подключенных к наземным или подземным ресурсам, к какому бы ведомству они не относились, должны быть организованы зоны санитарной охраны водоснабжения — ЗСО. Территории представляют собой локализации с нестандартными условиями эксплуатации земли, на площади которой действуют чрезвычайные режимы охраны, хозяйствования, санитарного контроля и надзора за состоянием питьевой воды.

В Екатеринбурге и области спроектировать, провести расчет ЗСО, подобрать оборудование, составить пакет документов, организовать другие работы поможет компания «Квадрига». Предприятие комплексно подходит к любым решениям экологического порядка, касающихся природоохраны и экологии, предлагая услуги физическим лицам и предприятиям разного профильного направления.

Актуальные зоны санитарной охраны питьевого водоснабжения объектов, осуществляющих деятельность в области хозяйственных и питьевых поставок воды, регламентируются ст. № 18 ФЗ и ст. № 43 ВК РФ. Соблюдение этих пунктов законов контролируется п. № 14 и №10 СанПиН 2.1.4.1110-02 согласно Постановлению Главного санврача Российской Федерации, вступившего в силу 14 марта 2002 года. Закон определяет правила и последовательность обустройства ЗСО на всех без исключения объектах подачи воды, магистралях и объектах.

Зоны санитарной охраны подразделяются на три пояса, каждый из которых регулирует организацию ЗСО для особых режимов эксплуатации:

  1. I пояс регламентирует хозяйствование в положении строгого режима. Это защита водозабора и примыкающих к нему объектов от эвтрофикации и неправильной эксплуатации. Режим 1-го пояса работает в местах расположения оборудования водоснабжения.
  2. II пояс – территория очистного участка, на котором ликвидируются биологические микрозагрязнения воды до водоподачи. Расчет 2-го пояса делается по гидродинамическим показателям участка.
  3. III пояс – зона для предупреждения загрязнений химического происхождения. Участок 3-го пояса рассчитывается по гидродинамическим показателям.

Все пояса зоны санитарной охраны питьевого водоснабжения должны окружаться санитарно-защитной зоной (полосой) согласно регламенту ФЗ при обязательном заключении СЭС о том, что объект соответствует СанПин. Ширина ССЗ определяется классом пояса и лежит в диапазоне 50-1000 метров. Местонахождение участка ЗСО в рамках установленного пояса регламентирует комплекс мер, осуществляемых на этой локализации, и возможность свободного отчуждения земель или их передачи другим лицам.

Проектирование и ратификация ЗСО

Проект зоны санитарной охраны входит в пакет документов по хозяйственно-питьевому водоснабжению, поэтому составляется на этапе разработки и сбора всей документации. Для введенных в эксплуатацию водопроводных магистралей без ЗСО проект составляется отдельно. Содержание документации должно быть следующим:

  1. Информация о границах ЗСО и поясах в зоне.
  2. Перечень мер по развитию санитарно-эпидемиологического состояния участка и предотвращению загрязнения питьевого источника.
  3. Регламент эксплуатации участков зоны по поясам.

Утверждение проекта и назначение зон санитарной охраны территориальным подразделением Роспротребнадзора предваряет получение заключения СЭС о соответствии СанПин в этом управлении. Порядок выдачи утверждающего документа устанавливается региональными административными правилами.

Чтобы получить заключение санитарно-эпидемиологической службы, предоставляются следующие документы:

  1. Проект ЗСО и обоснование расчетов.
  2. Заявление по форме № 3 о выдаче решения СЭС.
  3. Постановление экспертной комиссии по итогам экспертиз СЭС и других независимых оценок.

Заключение выдается бесплатно в течение месяца с дня регистрации заявления о выдаче заключения СЭС. Ускорить процедуру в Екатеринбурге поможет обращение в компания «Квадрига», которая предоставляет услуги проектирования, расчет границ зон санитарной охраны и сопровождение документации до получения заключения. После этого проект и заключение СЭС передается для утверждения уполномоченными госструктурами. Эту процедуру также может взять на себя «Квадрига».

Ответственность собственников источников водоснабжения

При рассмотрении общего числа эксплуатируемых источников водоснабжения по России оказывается, что большая их часть работает без официального разрешения. Поэтому никаких данных о границах территорий поясов зон санитарной охраны в Роскадастре нет. Более того, ЗСО не отмечены на картах особых зон, которые составляются при региональном планировании муниципалитетами.

Вывод очевиден: без соответствующего пакета документов могут возникать территориальные, приватизационные и другие юридические споры между предприятиями, гражданами, организациями-собственниками водопроводных трасс, не соответствующих регламенту СанПин, что не является причиной освобождения собственников от ответственности.

Нормы второго раздела СанПиН 2.1.4.1110-02 регламентируют хозяйствование на участках, расположенных в ЗСО или рядом, поэтому пакет документов, подтверждающий правильность и законность эксплуатации и владения территорией, необходим. Быстро получить все документы на основании расчетов поможет «Квадрига», правовая деятельность которой в Екатеринбурге и регионе подтверждена юридически.

Наряду с непредусмотренными лимитами в возможности эксплуатации территории и оборотоспособности территории, к собственникам источников питьевого водоснабжения без утвержденного проекта зоны санитарной охраны при несоблюдении соответствующего режима хозяйствования применяются строгие административные меры в соответствии со ст. 6.5 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации.

При отсутствии спроектированного и утвержденного перечня мероприятий по развитию санитарно-эпидемиологической обстановки на территории зоны санитарной охраны, предотвращению загрязнения питьевого источника, собственники этих источников не могут обеспечить требуемый законодательством комплекс мероприятий по охране и эксплуатации ЗСО.

Так как региональным органам контроля без опоры на документацию ЗСО не от чего отталкиваться при расчетах предельных точек влияния хозяйственной деятельности пользователя на объект водозабора, а собственник не имеет утвержденной документации, отсутствие пакета проектных документов по зоне охраны может стать поводом для административного наказания пользователей водозабором в соответствии со статьями №№ 8.13 и 8.15 КоАП Российской Федерации.

Заключение

Если владелец источника воды не имеет на руках утвержденного проекта зоны санитарной охраны, это может привести наступлению административной ответственности как водопользователя, так и для собственников территорий, промышленных и хозяйственных сооружений, соседствующих с источником питьевой воды.

Поэтому при оборудовании частного или коммунального водоснабжения следует заранее выбрать местонахождение источника, расположение и число водозаборов, разработать план мер по охране ЗСО, утвердить схему прокладки трассы, и т.д.

Так как документальный и физический объем мероприятий предполагает временны́е и денежные расходы, целесообразно переложить ведение процесса на команду профессиональных юристов. Тем самым владелец источника водоснабжения минимизирует законодательные риски, не допустит экологических и административных взысканий, сохранит свое время и получит возможность ведения дел под контролем специалистов.